Неделя профилактики наркомании
С 24 февраля по 1 марта в Центре детского творчества проходит неделя профилактики наркомании среди несовершеннолетних. В рамках недели педагог социальный, педагоги дополнительного образования проводили беседы в объединениях по интересам "Ложная радость" и "Последствия употребления курительных смесей СПАЙС". Ребятам в компьютерном классе были показаны мультимедийные презентации: "Международный день борьбы с наркотиками" и "Наркомания и здоровье".
1 марта – международный день борьбы с наркоманией. Пройдет акция "Будущее без наркотиков" и информационная программа "Опасность наркомания!", в которых будут учавствовать учащиеся Гимназии №1 и СШ №2. В рамках акции дети распространят листовки "Нет наркотикам!"
Подростки Центра творчества детей и молодежи
против наркотиков
Объявляем бой наркомании всей!
Мы хотим видеть счастье планеты людей!
Нет наркотикам! Нет! Будь здоровой, Земля!
Пусть очищены будут от зелья поля!
Дети в мире и счастье живут среди нас!
Нет наркотикам! Нет! Призываем мы вас!
Последствия употребления наркотиков:
- разрушение клеток крови;
- риск ВИЧ-инфицирования;
- изменения в головном мозге;
- психозы;
- эпилепсия;
- деградация личности;
- изменения во внешности: сероватый цвет лица, морщинистая кожа, гнилые зубы, преждевременное облысение;
- непонимание в семье;
- бедность;
- отсутствие успеха;
- безработица.
Единственное средство избежать наркотической зависимости – никогда и ни при каких обстоятельствах не прикасаться к наркотикам и не пробовать их.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Родительский авторитет
Наркомания страшна потому, что она очень быстро, очень сильно разрушает нравственные представления ребенка. Понятия правды и лжи как бы перекрещиваются, и нет четкой границы между этими проявлениями в жизни человека. В этом отношении огромную профилактическую роль может играть ваше собственное поведение. И конечно, зная, что вы являетесь примером для вашего ребенка, будьте последовательными. Если уж вы предпочитаете честность — отстаивайте ее до самых незначительных моментов, которые могут посеять сомнения у ребенка. Он копирует ваше поведение и не слушает то, что вы ему говорите. Это настолько важно, что, воспользовавшись этими знаниями, приемами, вы убедитесь, что степень защиты вашего ребенка возрастет многократно. И не удивляйтесь, что когда-нибудь он придет и скажет: «Я был в компании, где предлагали наркотики, но я категорически отказался их принять».
Очень важно научить ребенка отказываться от предложения попробовать наркотик, потому что есть еще такой момент: дети иногда из солидарности или из-за боязни быть выброшенными из круга определенного общения насильно для себя, или из-за желания подражать, удерживать контакты с этими ребятами, быть уважаемыми, а не трусами, соглашаются на пробы даже тогда, когда на самом деле не испытывают желания попробовать наркотик. Вы можете разыграть со своим ребенком несколько сценок, позволяющих ему очень легко уходить от подобных предложений. Например, когда ему предлагают покурить траву, обещая, что это безвредно, ребенок может согласиться: «Ты знаешь, — скажет он, — я, может, и попробую. Но сейчас я не могу. У меня вечером спортивные занятия, и мне не хотелось бы их пропускать. Извини, до свидания». Или: «Я не хотел бы, чтобы мои родители узнали, что я приду в каком-то не очень естественном состоянии. А сегодня они будут дома». Рациональное обеспечение своего отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это также не вызовет у них особых опасений.
Как родители могут определить, употребляет ли ребенок наркотические средства?
Признаки, характерные для воздействия наркотиков:
- головокружение, покачивание при ходьбе;
- глупый вид, непрерывное хихиканье;
- красные, воспаленные глаза;
- плохое запоминание событий, которые
только что произошли.
Через несколько часов, когда первичные признаки ослабевают, ребенок становится сонным. Родителей должны насторожить изменения в поведении детей, хотя их очень сложно дифференцировать от обычных изменений поведения в подростковом возрасте. Нельзя оставлять без внимания «уходы подростка в себя», возникновение депрессии, усталость, переутомление, небрежность, невнимательность, враждебность, ухудшение отношений с членами семьи и друзьями. Кроме того, дети, употребляющие наркотики, начинают хуже учиться, чаще прогуливают уроки, у них пропадает интерес к спорту и другим любимым занятиям, изменяются аппетит и сон. Впрочем, всё это может быть вызвано не только употреблением наркотиков, но и другими причинами.
Родителям следует обращать внимание:
- на пустые сигареты, пачки сигарет;
- неприятный запах от одежды или в ванной комнате;
- использование различных распылителей и
дезодорантов; - использование глазных капель;
- пропажу денег, украшений и т. п.
Если вдруг вы обнаружите в поведении своего ребенка несколько (два, три или более) из вышеописанных признаков, перед вами встанет вопрос о том, что делать.
Как вести разговор с ребенком
Беседу с ребенком необходимо начинать без элементов морализаторства или нравоучений, а исключительно в образовательном плане. Начиная разговор о наркотиках, вы можете поинтересоваться у вашего ребенка, знает ли он, что такое наркотики, их названия. Где и когда он услышал об этом. Не удивляйтесь и не обескураживайтесь, если ребенок скажет вам, что он уже слышал какую-то информацию или видел что-то по телевидению и как бы совершенно не заинтересован в этой теме потому, что его это не касается. Эту беседу вы можете превратить в своеобразную игру. После предварительного собеседования (после того как вы убедитесь, что ребенок понимает и знает о том, что наркотики стоят очень дорого, что случайно найти их невозможно), вы невзначай подведите его к одному из главных вопросов, который вы сформулируете таким образом: «Как ты думаешь, почему вначале детям или вообще людям предлагают попробовать наркотики, не беря за это никаких денег?» Попытайтесь на этом вопросе задержаться, пусть ребенок фантазирует, обдумывает его. И в конечном итоге вы, незаметно для него самого, приведете его в определенной мере к сомнению: а действительно, почему? Наркотики ведь стоят очень дорого. Ведь сегодня один день жизни наркомана стоит для него около 50 долларов (в зависимости от наркотика и дозы, которую он употребляет), то для ребенка 7—8 лет эта сумма просто фантастическая. И тем не менее вы говорите, что совершенно точно знаете, что первая проба наркотиков, как правило, дается бесплатно. Вот если вам удастся посеять сомнение на этот счет у ребенка, то вы начинаете достигать своего успеха. Дальше вы можете поделиться информацией о том, что новички, которые только-только начали употреблять наркотики, конечно, получают удовольствие от каждой новой дозы наркотиков — они еще не подозревают, что очень быстро организм перестроится и начнет требовать дополнительные дозы. Но времени проходит немного — иногда 2—3 недели, максимум 2—3 месяца, и вдруг ребенку нужна очередная доза. Он не знает, где ее достать и вынужден покупать ее у случайных торговцев. Случайные же торговцы — это люди из его окружения, может быть, сверстники, может быть, старшие друзья, знакомые. Представьте себе, если ребенку попадется какой-нибудь другой белый порошок, похожий на наркотик, но не являющийся безвредным для организма. И вот тут вы можете сказать, как бы спровоцировать ответ на этот вопрос: «Ты представляешь, если эта смесь будет опасна для жизни?». Таких случаев довольно много.
Еще один важный момент, который вы можете развить в своей беседе с ребенком (когда вы обсудили стоимость наркотика), это то, что легальным путем заработать сумму, необходимую для наркотиков, практически невозможно. Чтобы не стать объектом воровства, нужно быть очень разборчивым в знакомствах, особенно если это новое знакомство. Как правило, люди, распространяющие наркотики, приходящие в новую компанию, пытаются завоевать авторитет в ней, рассказывают разные истории, подчеркивают романтизм употребления наркотиков, необходимую смелость, мужественность, говоря, что это атрибут любого взрослого человека, каждый должен попробовать и т. д. Они пускаются во всевозможные способы убеждения, интриги для того, чтобы пробудить интерес ребенка к пробе наркотика. Статистика показывает, что каждый действующий наркоман в течение года приобщает к употреблению наркотиков от 5 до 17 новых жертв, но это не обязательно должна быть вся компания, с которой он только знакомится, и в которую он приносит наркотики. Очень часто наркоманы предлагают просмотр видеокассет, интересных журналов, видеоклипов, музыки, набиваясь тем самым в гости. И дети, несведущие в истинных намерениях наркоманов, приглашают этих людей к себе в гости (особенно когда родителей нет дома и нет должного присмотра). Нужно иметь в виду, что в то время, когда ребята будут смотреть телевизор, готовить чай или еще чем-то заниматься (в зависимости от намерений и настроения компании), наркоман в это время постарается снять копии ключей этой квартиры. Как правило, крадутся самые дорогие вещи: видеотехника, золото, деньги — всё, что можно быстро сбыть или обменять на наркотики, но от этого вам не становится легче. Как правило, наркоманы, планирующие такого рода кражи, не афишируют свое собственное употребление наркотиков, так как понимают, что это может насторожить здорового ребенка. Тем не менее они могут рассказать о том, что существуют наркотики, есть знакомые, которые постоянно их употребляют, и от этого не будет никакого вреда.
Рассказывая об этом ребенку, вы, возможно, увидите его широко раскрытые глаза. Как правило, дети в этом направлении сами не думают. Эти моменты нужно передавать ребенку ненавязчиво, без попытки запугать, без назидательности (вы даете информацию и следите за тем, как он усваивает эту информацию). Иногда ребенку можно предложить пофантазировать на эту тему, придумать дополнительные способы, которыми могут воспользоваться наркоманы, чтобы завладеть имуществом, или для того, чтобы приобщить его к наркотикам. И когда ребенок включает фантазию — не удивляйтесь. Он выстраивает свои очень жесткие барьеры, которые сработают в тот момент, когда ему будут предлагать попробовать наркотик. Далее приведем некоторые особенности построения беседы с детьми различных возрастов.
Общение с детьми 4—5 лет
Взгляды и привычки, которые формируются в этом возрасте у детей, оказывают важное влияние на решения, которые они будут принимать, став старше. В этом возрасте они стремятся
узнавать и запоминать правила и хотят услышать ваше мнение о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хотя они уже не маленькие для того, чтобы понимать, что курение — это плохо, но они еще не готовы к восприятию фактов об алкоголе, табаке и других наркотиках.
- Расскажите детям, почему им нужна здоровая пища. Попросите ребенка назвать несколько
любимых продуктов и разъясните, как эта пища способствует поддержанию здоровья и силы. - Выделите время, когда вы можете всё свое внимание уделять вашему ребенку. Поиграйте с ним, узнайте о том, что ему нравится и не нравится, дайте ему понять, что вы любите его. Тем самым вы создадите прочные отношения доверия и привязанности, которые позволят облегчить решение не употреблять наркотики в грядущие годы.
- Установите такие принципы, как необходимость играть честно, делиться игрушками и говорить правду, чтобы дети знали, какого рода поведения вы от них ожидаете.
- Поощряйте вашего ребенка следовать указаниям и задавать вопросы, если он их не понимает.
- Если у вашего ребенка что-то не получается в процессе игры, воспользуйтесь этим для
развития навыков преодоления проблем. К примеру, если башня из кубиков всё время падает,
поработайте вместе, чтобы найти возможные решения. Превращение негативной ситуации в успешную укрепляет уверенность ребенка в собственных силах. - По возможности разрешайте вашему ребенку выбирать, что одевать. Даже если одежда не совсем выдержана в цветовой гамме, вы развиваете способности ребенка к принятию решений.
- Укажите на ядовитые и вредные вещества, которые обычно находятся дома, и прочитайте вслух предупреждающие этикетки на продуктах. Поясните детям, что не на всех «плохих» лекарствах имеются предупреждения об опасности попадания их внутрь организма человека, а потому можно есть или нюхать только пищу, прописанное лекарство, которые им дают родители. Разъясните, что лекарства могут помочь тому, для кого они предназначены, и повредить любому другому, особенно детям.
Общение с ребенком 5—8 лет
В этом возрасте он обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома. Расскажите, что любое вещество, отличное от пищи, которое человек принимает внутрь, может быть крайне вредным. Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию человека или даже вызвать смерть. Разъясните, что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Похвалите ваших детей за хороший уход за своим телом (лицом, волосами, зубами и т. д.) и неупотребление того, что им может повредить. Дети должны понимать:
- чем отличаются продукты питания, яды, лекарства и наркотики;
- лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении,
и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости; - почему им нельзя пить алкоголь, причем даже в небольших количествах.
Общение с ребенком 9—11 лет
С детьми этого возраста можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекают наркотики. Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий в жизни людей, чтобы обсудить вопрос о том, как наркотики могут стать причиной этих событий. Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты. Они могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм человека. Поясните, что любое вещество, принятое в излишнем количестве, может быть опасным.
В это время важное значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как «нормального». Дети покидают свое окружение и вступают в более многочисленную и разобщенную толпу сверстников. Старшие дети могут познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Исследования показывают, что чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем.
Ребенок в этом возрасте должен знать следующее:
- отрицательное воздействие приема алкоголя, табака и наркотиков на организм,
включая опасность наступления комы или смертельной передозировки; - как и почему может возникать привыкание к наркотикам, и как они могут приводить к потере наркоманами контроля над своей жизнью;
- причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма;
- проблемы, которые алкоголь и другие наркотики создают не только для того, кто их
употребляет, но и для его семьи и окружения в целом.
Отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают наркотики. Пусть ваши дети поучатся произносить с чувством: «Это очень вредно!» Разрешите им сослаться на вас: «Моя мама очень огорчится, если я выпью пива!». «Не хочу расстраивать родителей» — вот одна из главных причин отказа от употребления наркотиков, которую приводят дети этого возраста.
Убедитесь, что дети способны отделять мифы от реалий и похвалите их за умение мыслить самостоятельно. Ребенок, все друзья которого употребляют наркотики, скорее всего, также начнет их употреблять. Познакомьтесь с друзьями ваших детей, узнайте, где они проводят время и чем им нравится заниматься. Подружитесь с их родителями.
Общение с подростком 12—14 лет
Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников, и их привлекают опасности. Хотя они и в самом деле часто не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве взрослых больше, чем когда-либо. Воспользуйтесь тем значением, какое молодежь придает своему социальному образу и внешности, подчеркивая непривлекательные последствия употребления табака и наркотиков — например то, что курение приводит к появлению плохого запаха изо рта. В то же самое время необходимо обсудить и долговременные последствия наркотиков:
- неполучение важнейших социальных и эмоциональных навыков, которые обычно приобретают в юности;
- автотранспортные происшествия со смертельным исходом и увечьями, а также повреждение печени в результате пьянства;
- привыкание и, возможно, смерть.
Общение с подростком 15—17 лет
Нынешние подростки многое знают о наркотиках, проводя различия не только между наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием. Они видят, что многие их сверстники принимают наркотики. Для того чтобы сопротивляться влиянию ровесников, подросткам нужно нечто большее, чем общая идея о неупотреблении наркотиков. В этом возрасте целесообразно рассказать им о том, как употребление алкоголя, табака и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением дефектов у новорожденных. Им нужно услышать слова родителей о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже несистематическое употребление наркотиков может привести к серьезным последствиям.
Важно, чтобы родители хвалили и поощряли подростков за хорошие поступки, правильные решения, которые они принимают. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь, скажите им об этом. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие. К сожалению, наркотики и алкоголь просочились во все социально-экономические группы нашего общества.
Первый наркотик, который обычно пробуют дети, — это табак. Это тот же наркотик, во всяком случае, мощный стимулятор, к которому люди привыкают, а наркотик — это любой препарат (или средство), к которому человек привыкает и не может от этой привычки избавиться. Достаточно спросить любого заядлого курильщика: сформировалась ли у него привычка к курению? Может ли он отказаться от сигареты сегодня же? От разных наркотиков зависят по-разному. Некоторые из них вызывают психологическую зависимость, отдельные (например, героин) вызывают химические изменения в мозге, и наркоман уже физически не может обходиться без наркотиков. Другие же наркотики, которые не вызывают физиологической зависимости, приводят организм в такое состояние, что он реагирует только на большие дозы.
С полной определенностью описать воздействие наркотиков очень трудно, поскольку такое воздействие непредсказуемо и зависит от психических особенностей каждого конкретного человека.
Тактичность и осторожность педагога, психолога в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и в свою очередь подтолкнуть к их реальному употреблению.
Необходимо помнить, что именно близкие ребенку люди (прежде всего его родители, педагоги, психологи) могут обезопасить его от этой пагубной привычки, которая в недалеком будущем может оказаться бедой для семьи, коллектива учащихся, его ближайшего окружения.
Советы родителям
- Будьте внимательными слушателями.
- Дайте ясно понять ребенку, что употребление наркотиков недопустимо.
- Помогите ребенку справиться с негативным воздействием его окружения.
- Познакомьтесь с друзьями вашего ребенка и их родителями.
- Интересуйтесь местонахождением вашего ребенка.
- Интересуйтесь увлечениями вашего ребенка.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ О НАРКОМАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Проблема наркомании – одна из самых актуальных на сегодняшний день.
Наркомания – это пустые глаза, оживающие только при виде шприца или таблетки. Наркомания – это атрофированные, больные, глухонемые, бесчувственные души. Это тела, корчащиеся в судорогах «ломки», это тяжелое поражение мозга, сердца, печени, мозга, внутренних органов, это СПИД, бандиты, убийцы, это не родившиеся дети, но уже искалеченные в утробе матери, это горе миллионов отцов, мужей, матерей. С
Наркомания – это болезнь, которая развивается в процессе употребления тех или иных препаратов. Известны 3 стадии заболевания:
1 стадия – протекает достаточно быстро. После нескольких приемов у человека развивается психическая зависимость от употребляемого средства. Это неконтролируемое желание повторять прием этих средств.
2 стадия – появляется еще и физическая зависимость. Человеку без наркотиков становится очень трудно. Они становятся потребностью самого организма.
3 стадия – отсутствие наркотиков в организме приводит к страшным физическим страданиям. Нарастает слабоумие. Наблюдается быстрый износ организма. Наступает смерть.
Виды наркотиков
Опий — сгущенный сок, извлекаемый из незрелых коробочек мака.
Героин — наиболее опасный среди всех известных наркотиков. Он получил название "тяжелого", быстро приводит человека в состояние эйфории. Отсутствие в организме наркотического вещества вызывает внутреннее беспокойство и мучение. Зависимость развивается в несколько раз быстрее, чем от других наркотиков.
Гашиш (марихуана, анаша, "травка") — наиболее распространенный наркотик, получаемый из листьев и побегов конопли. Он чаще всего употребляется подростками путем жевания, приема внутрь, но чаще всего путем курения. Впоследствии, как правило, человек переходит к более "тяжелым" наркотикам. Приводит к развитию слабоумия, шизофрении, повышает риск совершения противоправных и насильственных действий.
Кокаин — одно из самых опасных наркотических веществ, прием которого приводит к появлению галлюцинаций, мании преследования и другим последствиям.
Экстази — распространенный наркотик среди молодежи, чаще всего употребляется на дискотеках, в клубах, вызывает ощущение легкости, веселья и необычного прилива сил. Одна таблетка способна заставить человека двигаться без перерыва в течение 10 часов. Но тут-то и таится опасность. Во время продолжительного движения организм перегревается, повышается температура тела, что может вызвать свертывание крови, закупорку сосудов и внезапную смерть.
Последствия употребления наркотиков: разрушение клеток крови, риск ВИЧ-инфицирования, импотенция, изменения в головном мозге, психозы, эпилепсия, деградация личности, изменения во внешности: сероватый цвет лица, морщинистая кожа, гнилые зубы, преждевременное облысение.
Отсутствие наркотика вызывает сильнейшие боли в костях, мышцах, позвоночнике. Появляются слабость, рвота, бессонница и другие симптомы. Редко кто из наркоманов доживает до средних лет. Чем моложе человек, тем быстрее он попадает в зависимость и тем быстрее наступает смертельный исход.
Признаки употребления наркотиков:
- точечные следы уколов на венах;
- состояние вялости, заторможенности, погруженность в себя, разговор с самим собой;
- неестественно узкие или широкие зрачки;
- быстрая сменяемость поведения;
- неадекватная реакция на замечания или вопросы;
- быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, бессвязная, невнятная речь.
Признаки передозировки наркотиков:
- потеря сознания;
- резкая бледность;
- неглубокое и редкое дыхание;
- плохо прощупываемый пульс;
- отсутствие реакции на внешние раздражители;
- рвота.
Действия при признаках наркотического опьянения
у учащегося:
- удалить учащегося из класса, изолировать его от одноклассников;
- немедленно поставить в известность руководителей учреждения образования, а так
же родителей;
- связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел;
- после протрезвления произвести разбирательство по поводу обстоятельств употребления наркотиков.
Действия при признаках передозировки наркотиков.
Необходимо учитывать, что следствием передозировки наркотиков может быть смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей, поэтому следует:
• вызвать скорую помощь;
• повернуть человека на бок;
• очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс;
• следить за характером дыхания до прибытия медицинских работников;
• при частоте дыхательных движений меньше 8—10 в минуту сделать искусственное дыхание «изо рта в рот».