Клуб «Общение» – одна из форм организации досуга подростков. Деятельность клуба «Общение» направлена на формирование активной жизненной позиции, отработку навыков управления в организации, выявление и развитие лидерских качеств, овладение коммуникативными умениями и навыками межличностного и делового общения, подготовку волонтеров равного обучения. Данное объединение способствуют развитию и воспитанию обучающихся, а для этого необходимо, выявить их способности и предоставить возможность для их развития. Клуб объединяет подростков на основе общих интересов, потребностей в общении, жизненном самоопределении, потребностей взаимодействия со сверстниками, педагогами.
Цель: создание условий для духовного и нравственного развития личности подростка и раскрытие его внутреннего потенциала на основе постижения им нравственных основ в условиях коллективной творческой деятельности.
Задачи:
научить способам эффективно взаимодействия с окружающими;
научить приёмам общения;
развитие индивидуальных и творческих способностей подростка;
формирование умений ставить перед собой цель и добиваться ее реализации;
развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности;
развитие коммуникативных умений;
развитие умения работать в группе;
развитие лидерских качеств;
приобщение учащихся к здоровому образу жизни;
формирование осознанной жизненной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения.
Оптимальными формами реализации коммуникативной деятельности в клубе «Общение» являются: игры и упражнения на знакомство и взаимодействие, на сплочение детского коллектива, сюжетно-ролевые игры, деловые, интерактивные игры, круглые столы, беседы, диспуты, развивающие занятия, анкетирование и тестирование, конкурсы, волонтерская деятельность.
При организации работы с детьми целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Методы словесной коммуникации (беседы, лекции, рассказы, дискуссии, доклады, конференции);
Методы организации практической деятельности (упражнения, исследования, проведение опытов, эксперименты, выполнение теоретических заданий, разработка и реализация социально значимых проектов);
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (демонстрация опытов, просмотр фильмов, презентаций и т.п.);
Методы стимулирования и мотивации (пример поощрение, создание ситуации успеха, проблемных ситуаций и т.п.).
Выбор метода зависит от целей, задач, содержания деятельности и стиля педагогического взаимодействия.
В рамках инновационного проекта члены клуба «Общение» активно участвуют в акциях к Международному Дню инвалида «Мы разные, но мы - равные», «Мы вместе», «Доброе сердце», проводят для воспитанников ГУО «ЦКРОиР Копыльского района» игровые программы «Веселая карусель», «Это разноцветный мир детства», «Корпорация чудес» и др.
Ежегодно ко Дню пожилых людей проводятся мероприятия, направленные на развитее уважения к старшему поколению, сохранению семейных ценностей и традиций. (Праздничная программа «Вы молоды всегда», конкурсная программа «Все краски жизни для тебя», посвященная Дню матери и др.)
Занятия в клубе «Общение» направлены на профилактику вредных привычек у детей и подростков, пропаганду здорового образа жизни, на формирование навыков общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Занятие 1. Знакомство с клубом «Общение». Культура общения
Цель: формирование у детей представлений о правилах культурного общения.
Задачи:
знакомство с клубом и его правилами;
расширить знания о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях;
развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия.
воспитать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: мяч, карточки с вежливыми словами, интерактивная доска, проектор, видео «Примеры конфликтных ситуаций».
Форма занятия: беседа-диалог.
Ход занятия
1. Вводная часть
- Трудно представить себе жизнь без общения. Но общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет неприятности:
- Ссоритесь ли вы с друзьями? (Ответы детей.)
- В чем причины ваших ссор? (Ответы детей.)
Для этого у нас создан клуб «Общение», где вы узнаете все о том, как правильно общаться с другими людьми, научитесь правилам этикета. Также с помощью специальных тренингов узнаете много нового о себе. Здесь также будут различные игры и викторины. В общем, будет очень весело и познавательно.
- Но у каждого клуба есть свои правила, которые должен соблюдать каждый член этого клуба.
Правила клуба «Общение»:
Правило «Здесь и сейчас»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент. Выходить из рабочего пространства во время занятий нельзя.
Правило «Стоп»: каждый имеет право сказать «Стоп», что означает: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».
Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.
Правило «Я - высказывание»: говорить следует только от своего имени.
Правило конфиденциальности: о чем говорят в группе, не обсуждается за её пределами.
Правило включенности: в группе нет наблюдателей, нет оценщиков.
Правило постоянства: занятия пропускать нельзя.
Правило эмоциональной открытости: Если ты чувствуешь, что тебе важно сказать, обязательно скажи.
Правило руки: если хочешь сказать - подними руку. Не перебивай, давай возможность высказаться другим.
2. Практическая часть
- Сегодня на вводном занятии мы поговорим о культуре общения и выясним, умеете ли вы общаться между собой. Также мы вспомним о вежливых словах и узнаем, какими волшебными свойствами они обладают.
- Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.
Какие вежливые слова вы говорите дома, в школе? (Ответы детей.)
Знать вежливые слова – это хорошо, но не маловажно уметь и просить то, что вам нужно. Предлагаю вам сыграть в игру. Мы будем передавать мяч по цепочке и просить друг у друга какую-нибудь вещь. Я начну первой.
- Аня, подай, пожалуйста, мне мяч. (Девочка подаёт мяч, а педагог благодарит её за это.) Спасибо тебе.
Так каждый игрок должен попросить у другого что-нибудь. После проведения игры, провести анализ и выяснить все ли справились с заданием.
Важно знать и слова извинения, уметь грамотно использовать их в речи. В каких случаях говорят «простите», «извините»? (Ответы детей.)
Итак, мы выяснили, что словом «простите» можно начать обращение к незнакомому человеку на улице если вы просите помощи. Принести извинение нужно в том случае, если вы случайно задели кого-то, причинили неудобство или боль по неосторожности.
Ещё мне бы хотелось услышать от вас слова приветствия и прощания. (Ответы детей.)
В каких случаях мы приветствуем словами: привет, здравствуйте, добрый день? (Ответы детей.)
Как нужно прощаться с друзьями, учителем в школе, взрослым человеком? (Ответы детей.)
Чтобы закрепить свои знания в общении с разными людьми и выполнить упражнение.
Упражнение «Правила общения»
Предлагаю вам разделиться на 4 группы и выбрать нужные слова по ситуации.
1 группа «Правило общения с взрослыми».
2 группа «Правило общения со сверстниками».
3 группа «Правило общения с незнакомыми людьми».
4 группа «Правило общения с друзьями».
Каждой группе выдаются карточки со словами: «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день», «Как пройти к остановке?», «Ты не знаешь, где остановка?», «Подскажите пожалуйста, где ближайшая остановка?», «Спасибо большое, «Спасибо, дружище!», «Спасибо, ребята!». (Дети делают свой выбор и объясняют его.)
Очень важным в общении избегать назревания конфликта. Каждый человек должен обладать навыками бесконфликтного общения. Для этого предлагаю вам посмотреть мультипликационный видеоролик «Примеры конфликтных ситуаций» и разобрать их.
Просмотр видеоролика youtube.com›watch?v=0NlB-s0_1MI
- Что послужило конфликтом в первой ситуации? (Ответы детей.)
- Как герои смогли найти компромиссное решение? (Ответы детей).
- Из-за чего могла произойти ссора во второй ситуации? (Ответы детей).
- Как герои разрешили данный конфликт? (Ответы детей).
- Какую ошибку допустили герои в третьей ситуации, и как нужно было поступить сразу? (Ответы детей).
Ребята, что вы понимаете под словом «беседа»?
- Какие правила ведения беседы вы знаете?
- С кем вы чаще всего беседуете?
- А как вы думаете, умеете ли вы вести беседу?
Упражнение «Беседа»
Предлагаю вам это проверить. Объединитесь в пары, придумайте тему и побеседуйте. На беседу отводится 3 минуты. Во время беседы по моему сигналу один из собеседников встанет, по второму сигналу вы поменяетесь. По 3-му сигналу - присаживаетесь. (Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа».)
- Ребята, а вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей.)
Комплимент – это любезные, приятные слова. Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника.
Сравните: «Тебе очень идет этот цвет» (комплимент) и «Ты самый красивый» (лесть). Лесть грубее комплимента.
А за что можно похвалить человека? (Ответы детей.)
Упражнение «Комплимент»
Довольно просто хвалить или говорить комплимент человеку, к которому мы хорошо относимся, знаем давно, симпатизируем ему. Я предлагаю каждому попробовать сделать комплимент кому-нибудь из нашей группы или похвалить его.
Своё обращение можно начинать со слов:
1. Мне нравится, когда ты …
2. У тебя очень красивые…
3. Ты, молодец, что…
В общении комплимент, похвала являются тонким и действенным инструментом. Они помогают делать общение людей приятным, доброжелательным. Не стесняйтесь делать комплименты, хвалить человека если он действительно этого достоин.
- Сейчас мы проверим, как вы умеете слушать и слышать друг друга. Предлагаю сыграть в игру.
Игра «Испорченный телефон»
Троих ребят просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации.
Первому участнику зачитывается текст:
«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, но ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос. Но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».
После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации, оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.
- Почему последний участник получил текст с искажением?
- Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?
- Очень важно уметь себя правильно вести в обществе, использовать в речи вежливые слова, красивые жесты. Но иногда в жизни нам встречаются люди, которым сложно строить взаимоотношения с другими людьми, они не уверены в себе, стеснительны, возможно, имеют комплексы, мешающие им налаживать общение. Я хочу, чтобы у вас таких проблем не возникало, так как человек, который может строить отношения, заводить новые знакомства – всегда успешнее и увереннее других.
- Я предлагаю запомнить основные правила «Искусства общения»:
1. Улыбка помогает сделать шаг на встречу. На улыбку всегда хочется отвечать улыбкой.
2. Смотри на того, с кем разговариваешь, никогда не отворачивайся от собеседника.
3. Здороваясь, не нужно держать руки в карманах, сильно размахивать ими или скрещивать их на груди.
4. Начинай разговор с приветствия и знакомства, не забудь сказать, что новое знакомство тебе приятно, затем можно перейти к обсуждению какой-то темы («Как ты думаешь?», «Нравится ли тебе?».)
- Существует два вида эффективного общения: вербальное и невербальное. Рассмотрим каждый в отдельности.
К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.
Тренинг «Я учусь общению»
Упражнение 1.
Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).
«Спасибо, хорошо».
«Неважно».
«Не могу даже ответить».
«Очень хорошо живу».
«Больше хорошо, чем плохо».
Упражнение 2.
Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.
Упражнение 3.
Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, уборка дома, написание картины и др.).
Упражнение 4. «Вежливые слова».
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Сегодня на занятии мы говорили о культуре общения, выяснили, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций, использовав виды общения, учились грамотно использовать в речи вежливые слова.
Станете ли вы культурными людьми, зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.
Занятие 2. Речевой этикет. Современная языковая культура
Цель: формирование представления о речевом этикете.
Задачи:
расширение кругозора учащихся в области речевого этикета;
учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации;
развитие коммуникативных навыков, совершенствование навыков сотрудничества и взаимодействия;
воспитание правил и норм речевого этикета среди сверстников и взрослых;
воспитать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: мультимедиа.
Форма занятия: диспут.
Дата занятия:
Ход занятия
1. Вводная часть
Речь человека – очень важный характерологический признак, по ней можно определить не только уровень образования, но и степень его ответственности и дисциплинированности. Речь выдает его отношение к другим людям, себе, своему делу. Поэтому работать над своей речью нужно любому человеку, который хочет достичь успеха в общении с другими людьми. Правила речевого этикета, краткое содержание которых каждый из нас узнает еще в детстве, способствуют лучшему взаимопониманию между людьми и помогают устанавливать отношения.
2. Основная часть
Знакомство с понятием речевой этикет
Речевой этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.
Знакомство с видами речевого этикета
Как и любая речь, этикетное речевое поведение сильно отличается в своей письменной и устной форме. Письменная разновидность имеет более жесткие правила, и в этой форме этикетные формулы более обязательны к применению. Устная форма более демократична, здесь допускаются некоторые пропуски или замена слов действием. Например, порой вместо слова «Здравствуйте», можно обойтись кивком головы или легким поклоном. Этикет диктует правила поведения в определенных сферах и ситуациях.
Правила русского речевого этикета в официальной и неформальной обстановке могут сильно отличаться, первым сигналом перехода от одного вида этикета к другому может стать смена обращения на «Вы» на обращение на «ты». Повседневный речевой этикет отличается большей свободой, чем официальный, здесь наблюдается большая вариативность ключевых этикетных формул.
Нигде нет един6ого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов – так рождается классификация речевого этикета по видам:
- Официальный или деловой (столовый, праздничный, религиозный).
- Повседневный (служебный, свадебный, воинский, придворный, этикет телефонного разговора, этикет электронной почты, этикет для детей).
Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам:
Контакт масок
Светское общение
Формально-ролевой вид
Деловое общение
Межличностное общение
Манипулятивное общение
Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Этикетные ситуации
Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях. Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм.
К стандартным этикетным ситуациям относятся:
- приветствие;
- привлечение внимания и обращение;
- представление и знакомство;
- приглашение;
- предложение;
-просьба;
- совет;
- благодарность;
- отказ и согласие;
- поздравления;
- соболезнования;
- сочувствие и утешение;
- комплимент.
Каждая этикетная ситуация имеет устойчивый набор речевых формул, которые рекомендованы к употреблению.
Национальные особенности этикета
Речевой этикет базируется на общечеловеческих, универсальных моральных принципах. Поэтому его основа одинакова во всех культурах. К таким универсальным принципам, характерным всем странам, относятся сдержанность в проявлении эмоций, вежливость, грамотность и умение использовать стандартные речевые формулы. Правила этикета, например, в русском языке предполагают поддержание беседы даже с незнакомыми людьми, если довелось оказаться с ними в замкнутом пространстве (в купе поезда), в то время как японцы и англичане постараются молчать в таких же
обстоятельствах или говорить на максимально нейтральные темы. Чтобы не попасть впросак в общении с иностранцами, следует, готовясь к встрече, ознакомиться с их этикетными правилами. Далее приводятся варианты грамотных и правильно сочетаемых словесных ситуаций обращения.
Знакомство с жаргонными словами
Люди, далекие от проблем правильного написания или произнесения тех или иных слов, зачастую в поисках истины обращаются не к словарям, а к компетентным, по их мнению, личностям - профессионалам. Однако при этом мало кто задумывается, правильна ли речь журналистов, радио- и телеведущих, врачей, юристов, экономистов и даже учителей. В среде профессионалов используется свой жаргон, привычные обороты речи, которые никак нельзя считать правильным русским языком; например: Мы серьезно отслеживаем это предприятие; Он озвучил это в Думе; Закон не прописан; Высокая экологичность установки; Была отмашка производить работы. Откуда взялись эти слова? Так говорят специалисты, им вторят политики и чиновники. И журналисты воспроизводят это тысячекратным эхом. Почему? Из чувства большого уважения к профессиональной речи? Или от нечуткости, неумения отличить правильное и красивое от неправильного и безобразного? Или от безразличия к языку - способу существования наших мыслей? А в профессиональную речь откуда это пришло? Ответ один: из просторечия, из неграмотной речи необразованных людей.
В речи большинства из нас угадывается страх выразиться просто, понятно, живо, по-своему. Конечно, куда проще ухватиться за «соломинку» шаблона. И мы стремимся искусственно привязать где-то когда-то услышанный речевой стереотип к своей, мягко говоря, несовершенной речи.
Молодежный жаргон (зачитывается слово, дети должны отметить у себя на листах бумаги знают они это слово или нет, далее зачитывается определение незнакомых жаргонных слов).
Патимейкер, трэшер, рофл/рофлить, хайповый/хайп/хайпим, байтить/байт, «по фану», «я шарю», лакшери, чсв, репит, челлендж, панч/панчлайн, краш, хейт/хейтить, буллинг, войс, триггер, лайк, чилить, кринж, шип/шиперить, вайб, бро, омг, отп, фейк, фулл, флексить, изи, агриться, зашквар, го, свайп, бодишейминг, жиза, гамать, краундфандинг, бинджвотчинг, фуди, фотобомбинг, юзать, стрим/стримить,
3. Заключительная часть
Главными условиями формирования жаргонов являются скорость передачи информации, экспрессивность и понятность в узком кругу специалистов, поэтому при их употреблении в общелитературном языке, в публичной речи говорящий не может рассчитывать на широкую аудиторию. Несомненной приметой нашего времени является смешение стилевых норм, общая тенденция демократизации коснулась и речи. Но не надо забывать, что при всех изменениях речь должна оставаться живой, осмысленной, ясной для всех, а вторжение профессиональных жаргонных слов и выражений делает нашу речь ущербной, а общение невозможным.
4. Рефлексия
Лист бумаги формата А3 делится на 4 части, где указываем утро, день, вечер и ночь, выработать свои правила речевого этикета используемого в течение дня и, исходя, из этого воспитанники перечисляют
Занятие 3. Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек «Слабое звено»
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
актуализация знаний о профилактике курения, алкоголизма, наркомании;
создание предпосылок для курящих задуматься о последствиях;
развитие осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
воспитание культуры здорового образа жизни.
Оборудование: плакаты, бумага, фломастеры, жетоны, призы.
Форма занятия: интеллектуальная игра.
Ход занятия
1 Этап
Продолжи:
- Капля никотина убивает... (лошадь или муху.)
- Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил Фёдорович.)
- Что варили Балбес, Бывалый и Трус в лесу? (компот или самогон.)
- Продолжите «Человек - это венец... (короля или природы.)
- Часто при курении повышается... (артериальное давление или атмосферное давление.)
- Продолжите «Много вина - мало... (ума или денег.)
- Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? (Васко да Гамма или Христофор Колумб.)
- На сколько минут укорачивается жизнь курильщика после каждой выкуренной сигареты? (на 15 минут или на 10 минут.)
- Что разрушает вирус иммунодефицита? (иммунную систему или выделительную систему.)
- Продолжи «Курильщик - сам себе ... (могильщик или доброжелатель.)
- По какой причине в России было запрещено курение? (из-за частых пожаров или из-за одурманивания народа.)
- Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся ... (кладбище нервных клеток или заряд бодрости и веселья.)
- Существует ли вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции? (нет или да.)
- Продолжи «Муж пьёт - полдома горит, жена пьёт - весь ... (дом горит.)
- Что поражается у курильщика, прежде всего? (сосуды или легкие.)
- Продолжи «Пьяный человек - не человек, ибо он потерял ... (разум или кошелек.)
- По какой причине в России Пётр I разрешил курение табака? (с целью оздоровления людей или развития экономики.)
- В каком фильме Леонида Гайдая герой учит молодёжь танцевать твист, туша окурки то одной, то другой ногой? («Бриллиантовая рука» или «Кавказская пленница».)
- Сколько литров табачного дёгтя проходит за 1О лет через дыхательные пути курильщика (8 литров или 5 литров.)
- Никотин - это яд, который особенно влияет на… (рост или зрение.)
Завершение 1 этапа игры
- Кто самое слабое звено?
- У кого не сложилась игра?
- Кто покинет нашу команду?
- Пришла пора определить «самое слабое звено».
(первый игрок покидает команду.)
2 этап
- Что делали по закону, который издал китайский император Ву Вонг в 1220 году, уличенным в пьянстве? (подвергали смертной казни или изгоняли из страны.)
- В каком слове увековечил свое имя Жак Нико? (никотин.)
- Продолжите «Хлеб на ноги ставит, а вино… (валит.)
- Писатель Василий Белов назвал курящих женщин… (гусынями или курицами.)
- Образование раковых опухолей у курильщика вызывают содержащийся в сигарете… (никотин или радиоактивный полоний.)
- Болезнь, которую называют «чумой XX века»? (рак или СПИД.)
- Наркотики – это химические вещества, оказывающие воздействие на… (нервную систему или органы пищеварения.)
- Кто из известных русских писателей сказал такую фразу: «Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым». (Л.Н. Толстой или А.П. Чехов.)
- Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении? (около 10 или около 30.)
- Кто из поэтов зовет на борьбу такими строчками:
«Чтоб хозяйство твое не скрутил самогон,
Чтоб отрава в гроб не свела, -
Самогонщиков из деревни вон!
Вон из хутора! вон из села!» (В.В. Маяковский или С.А. Есенин.) - Какое количество наркоманов насчитывается в Беларуси? (более 40 тыс. человек или более 10 тыс. человек.)
- Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает… (отравление или опухоли.)
- Сколько человек в год один наркоман может вовлечь в наркозависимость? (15 человек или 9 человек.)
- Какую проблему обостряет рост наркомании? (гриппа или СПИДа.)
- Какое количество белорусов ежегодно уносит «эпидемия» моды курения? (около 5 тысяч человек или 15 тысяч человек.)
- Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему? (положительное или отрицательное.)
Завершение 2 этапа игры
- Пора подвести итоги.
- Кто оказался не у дел?
- Кто подводит команду?
- Определите, кто «самое слабое звено»?
(идет голосование, дети дают характеристику игроку, который покинул зал)
3 этап
- Рак легкого у курящих встречается чаще, чем у некурящего… (в 30 раз или 15 раз.)
- Кому из русских поэтов принадлежат слова: «Человек пьющий ни на что не годен»? (М.Ю. Лермонтову или А.С. Пушкину.)
- «Наркотик» – греческое слово. Что оно означает? (одурманивающий или привлекающий.)
- Какому народу принадлежит такая поговорка: «Внешность человека отражается в зеркале, а душа – в водке»? (корейскому или русскому.)
- Кто из мировых знаменитостей стал жертвой пагубной страсти к наркотикам? (Элвис Пресли или Арнольд Шварценеггер.)
- Назовите болезнь заядлых курильщиков? (кашель или бронхит.)
- Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих? (в 2 раза или в 3 раза.)
- Что помогает сохранить и укрепить здоровье людей? (спорт, ЗОЖ.)
- Во сколько раз увеличилась смертность детей в мире от передозировки наркотиками? (в 42 раза или в 17 раз)
- Какое количество лабораторий было выявлено за последние 4 года, производящих наркотики, и в которых шла работа над созданием новых? (более 100 или более 300.)
- Какое количество табачного дегтя содержится в 1 кг табака, который человек выкуривает за месяц? (70 мл. или 90 мл.)
- Почему подростки пробуют наркотики? (из-за любопытства или из-за сладкого вкуса.)
Завершение 3 этапа
1. - Продолжите: «Пить вино так же вредно, как принимать… - Курение – это частые болезни и преждевременная… |
(яд) (смерть) |
2. - Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на… - Не бывает свадьбы без гостей, похорон без слез, а пьянства без… |
(пятак) (драки) |
3. - Кто такой «пассивный курильщик»? - Как расшифровать слово «СПИД»? |
(человек, вдыхающий сигаретный дым) (синдром приобретенного иммунодефицита) |
4. - Кто такой токсикоман? - Почему после употребления алкогольных напитков сохнут губы, пересыхает во рту, появляется чувство жажды? |
(человек, вдыхающий отравляющие вещества) (спирт отнимает воду у организма) |
5. - Что такое иммунитет? - Какие главные угрозы здоровью людей ты бы выделил? |
(способность организма противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки) (плохая экология, пьянство, курение, наркомания) |
- Пора подвести итоги
- Кто на сей раз оказался хуже всех?
- Кто подводит всю команду?
- Кому предстоит покинуть игру?
(Идет голосование. Участники называют причину, по которой тот или иной игрок покидает команд.)
4 этап (заключительный)
Каждый из оставшихся игроков должен набрать наибольшее количество правильных ответов.
Подведение итогов игры
Занятие 4. Игровой тренинг «Многообразие мира общения»
Цель: повышение уровня осознания, развитие самосознания, содействие личностному саморазвитию, помощь в поиске, определении и постановке жизненных целей.
Задачи:
актуализация знаний о культуре общения;
развить мотивацию для дальнейшего саморазвития и самосознания;
развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия;
воспитать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: листы бумаги, маркеры, карточки с заданиями, карточки разных цветов, карточки с фигурами.
Форма занятия: тренинг, беседа.
Ход занятия
1. Вводная часть
- Здравствуйте! Сегодня заседание Клуба общения посвящено теме «Многообразие мира общения». Как часто каждый задает себе вопросы: «Кто я? На что я способен?». Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это человек. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об это каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и неповторим. Итак, давайте вместе попробуем сделать несколько шагов на пути к себе и к окружающим нам людям. А сейчас проведем психогеометрический тест.
Тест «Выбери фигуру»
Перед участниками пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Каждый должен выбрать ту, что наиболее привлекла и записать ее под №1. Оставшиеся фигуры также распределить в порядке предпочтения.
- Как вы думаете, какие достоинства должны быть у человека? Каких недостатков быть не должно? (Обмен мнениями.)
- Изучив достоинства и недостатки человека, не будет большого смысла, если только их знать и ничего не делать. Но, постоянное и планомерное продвижение вперед – сделает из Вас такую личность, за которой все будут тянуться. Начинайте, познавайте, совершенствуйте себя и у вас все получится. Прежде чем мы пойдем дальше, немного разомнемся.
Игра «Фрукты»
Ведущий просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда ведущий говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.
- После нашей активной разминки проверим уровень вашего настроения.
Тест «Цветопись»
На стенде закреплены смайлы разных цветов. Каждый участник выбирает соответствующий его настроению цвет.
Игра « Будь внимателен»
Участники делятся на две команды и рассчитываются на 1-й, 2-й. Обучающиеся под номером 1 садятся на стулья в круг, а под номером 2 становятся за их спины. Один из стульев должен быть свободен. Участник номер 1, стоящий у свободного стула, взглядом указывает кому-то из сидящих перейти на его стул. Задача других участников под номером 1 не позволить участникам под номером 2 перейти на другое место.
- Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить, можете ли вы видеть хорошие качества друг в друге.
Упражнение «Комплимент»
Участники должны внимательно посмотреть на рядом сидящего друга и сказать какая черта характера, привычка им нравится в этом человеке, а сидящий должен поблагодарить, и так по кругу.
- Разминка показала, что вы хорошо помните способы передачи эмоций и чувств человеком. Усложним задания. Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой записано определённое чувство.
Упражнение «Пантомима»
Задача: без слов передать чувства так, чтобы окружающие смогли догадаться, какое чувство изображает играющий. Каждый участник выполняет своё задание, а окружающие определяют показанное чувство и оценивают точность его изображения.
- Вижу, что вы достаточно артистичные ребята. Следующая наша игра будет также связана с творчеством. То, что является предметом вдохновения, будь то танец, песня, рисунок - все это отражает ваш индивидуальный и неповторимый внутренний мир.
Станция «Творческая»
Каждый участник по очереди подходит к листу бумаги, который прикреплен к стенде, и рисуете то, что говорит ведущий, но рисует с завязанными глазами.
Порядок рисования: правая нога, левый глаз, хвост, передняя нога, рот, правый глаз, уши, нос, голова, правый рог, туловище, левый рог.
- Еще одно из важнейших качеств в человеке - это внимательность. Не только к себе, но и окружающим.
Игра «Обрати внимание»
Участники делятся по парам. В порядке очереди один из пары отворачивается, а второй меняет в своей одежде какой-то элемент. В конце игры, которая проводится в несколько этапов, играющие записывает, кто угадал больше.
- Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве.
Притча о мастере
Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!
- Чтобы познать мир, надо сначала познать себя. Желаю, чтобы каждому из вас это удалось. Спасибо за работу!
Занятие 5. Квест-игра «Код здоровья: ЗОЖ»
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
актуализация знаний о здоровом образе жизни;
активизировать внимание на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на здоровье; на факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека: экологии, вредных привычках и др.;
вызывать позитивные эмоции, способствующие поднятию духа и сплочению команд;
воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиями, спортивный инвентарь.
Форма занятия: квест-игра.
Ход занятия
1. Вводная часть
- Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче подружиться друг с другом, посмотреть, что мы умеем делать. Многим знаком роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных пиратом Флинтом на необитаемом острове. Ребята, вы знаете, что коварные враги похитили наше сокровище, наш клад. Поэтому вы сейчас отправляетесь на поиски клада. Но сначала давайте поприветствуем друг друга. (Представление команд).
- Суть игры заключается в движении по установленному маршруту-карте, где на каждой станции выполняя задания, вы будете получать подсказки, где находится клад. На выполнение задания на каждой станции вам дается 7 – 10 минут. Заданий может быть несколько, поэтому быстро справиться может только самая дружная команда, работающая на общую цель. Капитаны команд пройдите за маршрутной картой.
2. Этапы квеста
1 остановка: Станция «Успевай-ка»
На данной станции участники демонстрируют знания о значении режима дня как одной из наиболее значимых тем здорового образа жизни, узнают секреты успешных людей; вспоминают о том, насколько важно уметь правильно рассчитать, сколько уйдет времени на приготовление уроков, на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и игры с друзьями, на чтение книг, на просмотр телепередач, компьютер, спорт и т.д.
2 остановка: станция «Эрудит»
На данном этапе участники выполняют тестовое задание. Основной целью проведения тестирования является проверка знаний, умение детей интегрировать предметные знания по отношению к вопросам здоровья, его сохранения и укрепления, формирования навыков здорового образа жизни.
3 остановка: Станция «Медиа-ЗОЖ»
На данном этапе участники получают от ведущего код доступа в сеть интернет, пройдя по ссылке просматривают видеоролика о вреде алкоголя и отвечают на ряд вопросов.
4 остановка: Станция «Экологическая»
Участники получают текст, содержащий ошибки.
За правильное нахождение ошибок команда получает часть пазла.
5 остановка: Станция: «Хорошее настроение – жизни продолжение»
Участники разбираются с определением слова «настроение», вспоминают о причинах смены настроения и предлагают свое упражнение для поднятия настроения.
3. Подведение итогов. Рефлексия.